В НИУ ВШЭ обсудили координацию российских инициатив в рамках «Женской двадцатки»
24 февраля в Доме Дурасова в кампусе ВШЭ на Покровке состоялось заседание российской части рабочей группы «Женской двадцатки» по вопросам образования, цифрового разрыва и искусственного интеллекта (ИИ). В обсуждении приняли участие руководитель Экспертного совета БРИКС—Россия, проректор НИУ ВШЭ Виктория Панова, а также ведущие эксперты ВШЭ, включая Евгения Терентьева, Оксану Синявскую, Майю Млякову, Фуада Алескерова, Ольгу Савинскую и Сергея Косарецкого. Участники поделились своими предложениями о том, что именно важно продвигать в научно-образовательном пространстве и в сфере технологий на международном уровне.
Виктория Панова, руководитель Экспертного совет БРИКС—Россия (ЭС БРИКС), проректор НИУ ВШЭ и шерпа России в «Женской двадцатке» (W20), открыла заседание, подчеркнув значимость российских инициатив в рамках сотрудничества со странами «Группы двадцати». «У России и в частности Высшей школы экономики есть множество инновационных проектов в сфере науки и технологий. Разные форматы позволяют продвигать наше видение, инициативы и стандарты через глобальные международные организации», — сообщила она. Виктория Панова также обратила внимание на необходимость продвижения языковых проектов и обмена специалистами-страноведами для укрепления сотрудничества между странами на их национальных языках.
Директор Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ Сергей Косарецкий предложил разработать метрики для проведения оценки качества образования в странах БРИКС. «Необходимо выстроить внутреннюю систему мониторинга инициатив для образовательных организаций стран объединения», — заявил он. Косарецкий подчеркнул важность анализа компетенций в области работы с ИИ и внедрения цифровых инструментов для поддержки школ в неблагоприятных социальных условиях.
Ольга Савинская, академический директор Аспирантской школы по социологическим наукам НИУ ВШЭ, рассказала о необходимости увеличения вовлеченности женщин в технические науки. «Важно создавать фокус-группы из педагогов, чьи ученики добиваются успехов на олимпиадах и в крупных STEM-проектах. Это поможет разработать программы для вовлечения девочек в технические дисциплины», — предложила она. Савинская добавила, что российские методики образования, включая использование специальных образовательных материалов для дошкольников, могут способствовать раннему выявлению талантов.
Ведущий эксперт Дирекции по научным проектам НИУ ВШЭ Майя Млякова обратила внимание на важность обеспечения гарантий качества применяемых технологий ИИ, в том числе исключения дискриминации по признаку пола за счет корректного формирования обучающих и тестовых наборов данных (НД). Эксперт подчеркнула, что для этого в Российской Федерации утвержден комплекс из 159 национальных стандартов, часть из которых включает общедоступные демонстрационные НД с эталонной разметкой или описание способов формирования таких данных.
Оксана Синявская, заместитель директора Института социальной политики ВШЭ, подняла вопросы демографии и социальной изоляции. Она акцентировала внимание на важности поддержки женщин через проекты платформенной занятости и цифровые технологии. «Мы должны создавать условия для реинтеграции одиноких женщин и пожилых людей в общественную жизнь с помощью современных технологий», — заявила Синявская. Она также подчеркнула значимость разработки программ активного долголетия.
Фуад Алескеров, руководитель Департамента математики факультета экономических наук НИУ ВШЭ и директор Международного центра анализа и выбора решений, выступил с предложением укрепить связи с университетами Индии и Китая. «Для нас важно развивать научно-образовательное сотрудничество с этими странами и запускать совместные исследовательские проекты», — сказал он.
Директор Института образования Евгений Терентьев напомнил об инициативе подразделений НИУ ВШЭ по созданию кодекса этического использования ИИ в образовательной сфере. Он также подтвердил необходимость проведения оценки качества образования в странах БРИКС с использованием унифицированных метрик. «Важно не только устранить дисбаланс в качестве образования между развивающимися странами, но и поддерживать молодежь через социально значимые проекты», — отметил Терентьев и добавил, что цифровые технологии могут быть использованы для помощи уязвимым группам населения, а именно: школьникам из сельских регионов, женщинам с детьми и людям старшего возраста.
Заседание 24 февраля стало важным шагом в координации российских инициатив в рамках «Женской двадцатки», подчеркнув значимость вклада России в дискуссиях, проводимых под председательством ЮАР в «Группе двадцати» (G20). По итогам заседания участники договорились о продолжении контактов для разработки рекомендаций по образовательным программам с использованием ИИ, поддержке равного доступа к возможностям для женщин и мужчин, а также устранению цифрового разрыва. Планируется активное взаимодействие с международными партнерами для обмена лучшими практиками и продвижения российских технологий на глобальной арене.
Эта встреча вписывается в более широкий контекст международного сотрудничества: уже состоялись встречи глав делегаций «Женской двадцатки», сопредседателей групп «Женской двадцатки» по вкладу объединения за 10 лет, а также проходят регулярные заседания международного консультативного совета Think-20 (T20). Все мероприятия направлены на укрепление сотрудничества и продвижение решений по ключевым вопросам повестки.
Ранее в этом году руководитель Экспертного совета БРИКС—Россия Виктория Панова стала сопредседателем в двух рабочих группах «Женской двадцатки» и единственным представителем от России по приглашению южноафриканских коллег в Консультативном совете Think20 (T20) – официальной группе по взаимодействию G20, которая служит «банком идей» для G20, объединяя аналитические центры и экспертов высокого уровня для обсуждения вопросов политики, имеющих отношение к «Группе двадцати».