Виктория Панова: «Будущее за БРИКС, а БРИКС – это мы все»
Руководитель Экспертного совета БРИКС, проректор НИУ ВШЭ, к.и.н. Виктория Панова написала статью для специального выпуска журнала «Международная жизнь». Выпуск посвящен председательству Российской Федерации в межгосударственном объединении БРИКС в 2024 году.
В журнал вошли обращение Министра иностранных дел России Сергея Лаврова, интервью заместителя Министра иностранных дел России, шерпы России в БРИКС Сергея Рябкова и статьи руководителей профильных направлений российских министерств и ведомств, а также представителей академического, гражданского и бизнес-сообществ.
В статье для спецвыпуска Виктория Панова раскрывает причины привлекательности объединения, благодаря чему около 30 стран хотели бы присоединиться к БРИКС в 2024 году. Среди таких причин руководитель Экспертного совета БРИКС называет принцип суверенного равенства и взаимного уважения как между членами группы, так и со стороны членов группы к другим странам и народам (вместо претензии на моральное лидерство); акцент на диалог и взаимоприемлемые развязки сложных вопросов вместо диктата; право на развитие в соответствии с национальными устремлениями, культурой и традициями вместо ограничений в соответствии с жесткими рамками интересов нескольких стран или страны-гегемона; а также межцивилизационный, межкультурный и межрелигиозный диалог вместо унификации и усреднения с потерей собственной идентичности. Отсюда и возникают запросы вступление в БРИКС и желание присоединиться к взаимоуважительным дискуссиям, стать равноправным и «активным участником формирования образа будущего».
«Именно это, как представляется, а не количественные показатели превосходства вроде совокупного ВВП по ППС или объема промышленного производства определяют на сегодняшний день значительную привлекательность БРИКС для множества стран по сравнению с аналогичными форматами западных государств, а также и более широкие возможности объединения в рамках решения задач по реформированию международной системы в сторону ее большей представительности и справедливости принципов регулирования. Именно БРИКС сегодня способен представить государствам, традиционно находившимся на “периферии” международной системы, право голоса и возможность выбрать основные параметры своего будущего, причем такая возможность есть не только у тех, кто официально является одним из членов группы», - отмечает Виктория Панова и с сожалением добавляет, что отсутствие диалога у представителей «золотого миллиарда» фактически парализует работу любого глобального института. «Политизируются и используются западными государствами такие области, как культура, наука или спорт, которые, напротив, должны объединять и находиться над политикой», - обращает внимание эксперт.
В статье проректор НИУ ВШЭ, шерпа России в «Женской двадцатке» знакомит читателей с историей возникновения Гражданского форума БРИКС, запущенного по инициативе России в 2015 году, а также самого формата БРИКС и его инструментарием: «БРИКС с самого начала выступал как комплексная инициатива, а не просто собрание лидеров по обсуждению экономических вопросов, и это объединение не только единомышленников, но и энтузиастов. Не в последнюю очередь инновационность этого формата определялась направлением своего построения – снизу вверх. Хотя формально первый саммит стран БРИК прошел в 2009 году, встреча интеллектуалов БРИКС состоялась годом ранее по инициативе В.А. Никонова и в некотором смысле стала предтечей официального трека, хотя мы ни в коем случае не стремимся этим преуменьшить ни процессы, запущенные еще Е.М. Примаковым с его концепцией “треугольника”, ни начало общения в рамках Хайлигендамского процесса, ни последующие официальные встречи на полях ООН».
Говоря о дальнейшем развитии событий, Виктория Панова подчеркивает важность экспертного потенциала и интеллектуального визионерства в объединении: «Многие значимые инициативы БРИКС изначально родились в спорах и обсуждениях именно экспертного сообщества». Она отмечает необходимость возврата к «переформатированной идее, позволяющей странам БРИКС иметь собственный сильный аналитический центр, который бы объединил в себе аналитические и научно-исследовательские ресурсы, аналогичные ОЭСР», но с использованием ИИ, который бы проводил периодическую оптимизацию существующих проектов и документов, а также предоставил бы технологическую платформу для взаимодействия национальных координаторов БРИКС.
«Функционал данной платформы с наличием независимых, но включенных в единое пространство национальных сегментов может быть гораздо шире. При общем “зонтике” могут быть выделены отдельные сектора под любой из форматов “аутрич”, а не только экспертный трек, будь то Деловой совет БРИКС или Женский деловой альянс, молодежный или парламентский трек, структуры гражданского общества или НТИ». Эта платформа могла бы обеспечить намного большую прозрачность для бизнес-сообществ и молодежи стран БРИКС, включая в себя верифицированный реестр участников из стран-участниц.
Вниманию читателей также представлены альтернативные подходы и инструменты организации системы международных отношений, а также пояснение причин для обновления глобальных институтов и выработки новых взаимовыгодных идей.
Виктория Панова подчеркивает, что БРИКС ни в коем случае не говорит о противостоянии с Западом: «Впрочем, с учетом все более резкой позиции западников и несмотря на позицию БРИКС относительно того, что они не дружат ни против кого, возрастают шансы на практическое оформление концепции ‘West against the rest’, и здесь роль БРИКС окажется не только в создании и развитии пространства доверия и сотрудничества между странами Мирового большинства, но и нивелирования возможных негативных последствий для мирового развития, а также для населения всех стран мира (включая западных) от агрессивной политики глобальных западных элит».
Эксперт вспоминает историю «Группы семи» и отмечает, что какое-то время назад Россия стремилась попасть в этот «закрытый клуб». «Одно время к группе старательно присоединялась новая Россия, выполняя все домашние задания, стараясь понравиться старшим товарищам. Но по мере восстановления национальной гордости и понимания приоритетности национального суверенитета происходило все большее осознание того, что работа группы абсолютно не соответствует ни собственным национальным интересам, ни интересам развития мира в целом», - говорит Виктория Панова и добавляет, что «будущее за БРИКС, а БРИКС – это мы все».
Электронная версия специального выпуска журнала «Международная жизнь» доступна на русском и английском языках.